Письмо автору
 
А.Карпенко.Светлана ОС,"Стокгольмский синдром"
 
 

А.Карпенко.Светлана ОС,"Стокгольмский синдром"

Книжная полка Александра Карпенко. Светлана ОС, "Стокгольмский синдром"


Когда я читаю стихи Светланы Ос, у меня возникает ощущение, что экзистенциализм, философия жизни для Светланы Ос важнее, чем поэзия, в отвлеченном ее смысле. «Чистая» поэзия редко выживает в наших отнюдь не тепличных условиях. Стихи Светланы Ос примечательны тем, что смысла в них порой больше, чем слов, которыми этот смысл выражен. Порой в ее стихах начинают просматриваться и второе, и третье дно. В общем, все это весьма нескучно, невзирая на минорную тональность большинства стихов. Стокгольмский синдром известен гораздо меньше, нежели вьетнамский или афганский, поэтому, чтобы «въехать» в название новой книги Светланы Ос, мне пришлось изрядно порыскать по словарям. Но и жертв подобного синдрома гораздо меньше, его проявления локальнее и, возможно, человечнее. Если в двух словах, стокгольмский синдром — это слияние жертвы со своим палачом и попытка слабого оправдать насилие со стороны более сильного. В лирике Светланы Ос такая тема не нова: ново лишь название. И, к чести поэта, новы все стихи, составившие книгу «Стокгольмский синдром». Светлана не боится остаться без опоры на уже апробированные временем и раскрученные старые стихи. Она не делает из себя живого классика, и каждый раз начинает с чистого листа. Это достойно уважения. Вообще, Швеция — настолько счастливая и удобная для жизни страна, что даже странно слышать имя ее столицы в связи с каким бы то ни было синдромом. И тем не менее… Меня не покидает ощущение, что «стокгольмский синдром» возникает у Светланы Ос нарочно, чтобы обыграть живущих в Стокгольме Малыша, Карлсона и Фрекен Бок. Потому как стихи Светланы Ос — это еще и игра. Игра слов на фоне драматических коллизий. Поэзия Светланы Ос насыщена персонажами мифов, героями книг и прочими культурными реалиями. Подобно волшебнице, она не только пользуется культурными эманациями как метафорами, но и нередко оживляет этих персонажей в своих стихах, придавая им новые, совсем не книжные черты.

СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ

Выцветший набело, шитый пафосом,
Всю твою волю собравший в горсть,
Он тебе шепчет: «Мой милый Карлсон»
И забивает под сердце гвоздь.
Он тебе шепчет, а ты нечаянно
Страшно и больно вникаешь в суть
Мира — со всеми его печалями —
Ни оттолкнуться, ни притянуть.
В хаосе сложно искать гармонию,
Не потому ли в висках стучит:
"Действие — это всегда агония.
В угол забейся и замолчи".
Ты и отчаялся быть услышанным
И подбираешь слова с трудом…
Ты приспособился мерить крышами
Все расстояния от и до —
Не наяву, а во сне и мысленно.
Чертит пропеллер лучи дорог
В небе фантазий твоих бесчисленных
До Малыша и до Фрекен Бок…
Мир отпускает тебя все реже и
Вырваться прочь не хватает сил
И
Ты ненавидишь его по-прежнему
Так, что почти уже полюбил…


Светлана Ос остроумно рассказывает нам о ненависти-любви к окружающему миру — как будто мир — это какой-то живой персонаж, из плоти и крови. Мы видим, что стихи Светланы Ос насыщены трансперсональной психологией. Она хорошо понимает двойственность как внешнего, так и внутреннего мира. Еще одна характерная особенность лирики Светланы Ос — навязчивые рефрены, каждый раз со все большим нагнетанием, так сказать, стихотворное крещендо. Мир часто повторяется в своих проявлениях по отношению к нам. Иногда это — дурная бесконечность с привкусом садизма, как у Светланы Ос. Но иногда повторения встречаются нам не для того, чтобы дать по голове, а для того, чтобы мы это запомнили, сравнили или присвоили, как у Серена Кьеркегора. А вот еще одно стихотворение из новой книги Светланы Ос:

ТОЛЬКО ОНА ОДНА

К этому цвету оттенки боли
Каждый придумал сам…
То ли судьба отвернулась, то ли
Смог застилал глаза,
Но непонятно, какою силой —
Сумрачна и длинна —
Эта дорога тебя манила…
Только она одна.

Медленно шли за тобою следом
И превращались в дым
Все поражения и победы —
Тени одной беды.
Падали звуки осадком алым
В бездну твою без дна —
Музыка эта тебя спасала.
Только она одна.

В абрисах мира углем и мелом
Общего не найти.
Черные клавиши клавиш белых
Пересекли мотив…
И позади только пыль и небыль,
А впереди — стена
Шире пространства и выше неба…
Только она одна.


Я думаю, что отсутствие выбора для человека — не всегда плохо. Важно, как сам человек относится к ограниченности своего выбора. Можно увидеть в этом нищету, а можно — и счастливое предначертание свыше. Вспомним: у буриданова осла такой выбор — был. Но это не сделало его счастливым и не смогло побудить к какому-то действию. Так что все в мире относительно. Важно лишь наше собственное отношение к происходящим в жизни событиям. Фабрицио дель Донго, герой одного из романов Стендаля, был счастлив и в тюрьме. Но героиня Светланы Ос почему-то не любит нечетность и единицу как символ высокой нечетности, синоним живой жизни. «Одна, но пламенная страсть» — не для нее. Наверное, это происходит потому, что «одна» — это, согласно Светлане Ос, «только одна». Всегда хочется большего. Особенно в тех случаях, когда единица, по странному стечению обстоятельств, меньше личности человека. «Садись, Карпенко. Единица!» — почему-то вспомнился мне пример из детства, когда единица — это плохо. Сплошное разочарование и аутсайдерство. Но ведь в жизни нам хочется совсем не этого! Очень важна для философии Светланы Ос антиномия палач — жертва. Они часто меняются местами. В одной ситуации человек выступает как палач, в другой, возможно, ему уготована роль жертвы. Собственно, «палачом» человеку стать проще простого — достаточно не ответить на сильное чувство другого человека. То есть в эту страшную ипостась можно попасть… ничего не делая! «Стокгольмский синдром» — это повесть о том, как жертва постепенно привыкает к постоянному присутствию рядом с ней своего палача. Привыкает настолько, что внезапное исчезновение палача может воспринять как утрату. Конечно, все это может произойти только в том случае, если палач «убивает» свою жертву не сразу, а заставляет ее помучиться. И тогда — «то, что не убивает нас, делает нас сильнее», как говорил Заратустра.

ВОТ И ДОВОЛЬНО

Вот и довольно гаданий на миражах…
Слово рассыплется, если сильнее сжать.
Став миллионом песчинок в чужих часах,
Буквы утратят и формы, и голоса.

Чувствуешь, все по-иному теперь течет?
То, что когда-то случилось, уже не в счет.
Что не случилось — отправилось на покой.
Поезд ушел, ты ему помаши рукой.

Где посчастливилось выпрыгнуть на ходу,
Призрак Офелии топит зевак в пруду.
И по ночам среди мрачных руин дворца
Прячется Гамлет за тень своего отца.


Диалектика: все мельчает, трагедия плавно переходит в фарс; должны созреть условия для того, чтобы родилось Новое, сопоставимое с великим Старым. Слово — уже не Бог. Оно «рассыплется, если сильнее сжать». Своеобразие поэтики Светланы Ос заключается в том, что она не отражает, подобно зеркалу, мир, общий для всех, а живет в своем собственном мире, чувственном и полном фантомов. А закончить рассказ о новой книге Светланы мне хочется ее замечательным «театральным» стихотворением, где театр — это шекспировская метафора нашей жизни.

СУФЛЕР

Голоса с подмостков звучали реже,
Потому что фабула не нова,
А спектакль нельзя отыграть, как прежде,
Если часть актеров в душе мертва.

Перевернут ветром, театр бумажный
Обнажал основ нетоварный вид.
И, в итоге, было уже не важно,
Кто за что боролся и кем убит.

Лишь суфлер, витавший над полем боя,
Диалог на звенья цепи порвав,
Через нас беседовал сам с собою,
Подбирая образы и слова…


Стихотворение как нельзя лучше раскрывает недюжинный творческий потенциал Светланы Ос, поэта умного, думающего. Ее пессимизм глубок, потому что не абсолютен. После золотого века незаметно наступила кали-юга. В воздухе покачнулась тень «невидимого спонсора». Но пройдет и это.

Александр Карпенко.
Зарубежные записки № 27, 2015
 
 
 


© Стихи Светланы Ос * поздравления с праздником, лирика - 2016


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru